Возможные варианты развития проекта разработки программного обеспечения представляются как множество операционных маршрутов, среди которых выделена область допустимых траекторий. Управление рассматривается как деятельность, препятствующая выходу траектории из области допустимости. В рамках этих соглашений описываются стратегии управления, принятые в существующих методологиях. С позиций стратегических концепций обсуждаются жесткие и гибкие методологии.
рис. 5.1).

Рис. 5.1.
Конус операционных маршрутов проекта
Если проект не управляется, то вероятность того, что его траектория окажется допустимой, весьма невысока — слишком различаются цели деятельностей, которые спонтанно формируются у исполнителей. По этой причине выделяется деятельность менеджера, одна из целей которой — не допустить отклонения траекторий деятельности исполнителей от целевой области проекта. Для этого у него должны быть средства, позволяющие выявлять отклонения, и инструменты воздействия, предназначенные для корректировки отклонений. Многие из методик, применяемых на практике, можно отнести к таким средствам и инструментам. Так, именно по принципу выявления отклонений и быстрой корректировки строится работа менеджера в рамках подхода экстремального программирования. Бек в изложении этого подхода [3] приводит метафору вождения автомобиля, которому уподобляется развитие проекта. Водитель просто корректирует движение так, чтобы машина не отклонялась от полотна шоссе. В виде схемы это может быть изображено так, как показано на рис. 5.2.

Рис. 5.2.
Выяснение отклонений и корректировка траектории
Вместе с тем контроль деятельности проекта в целом обычно является непомерно сложной задачей, а потому требуются как средства автокорректировки (многие из методик экстремального программирования и других методологий предназначены именно для этого), так и специальные меры. Последнее приводит к двум стратегиям развития проекта, которые рассматриваются ниже.